Вторник, 18.09.2018, 22:13
Приветствую Вас Гость | RSS


А. И. Лебедев

А. И. Лебедев


А. И. Лебедев известен, в основном, как автор многочисленных карикатур, помещенных в сатирических журналах, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, издававшихся отдельными литографированными альбомами.

Факты из биографии художника


Родился Александр Игнатьевич Лебедев г.Петербург в 1830 году (существуют также источники, которые указывают другую дату рождения художника – 1835 год). Уже в детские годы у мальчика все отмечали склонность к рисованию. Но, несмотря на это первоначальное образование Лебедев получил в Училище типографии, куда мальчика определили по воле отца.
Но и за годы учебы в училище любовь к рисованию не исчезла, и в девятнадцатилетнем возрасте Александр Лебедев начинает посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольного ученика. Именно таким образом, совмещая службу и рисовальные классы, Александр Лебедев получил художественное образование и звание свободного художника.
Дальнейшая жизнь художника связана с работой в различных журналах и издательствах. Он рисовал карикатуры, делал иллюстрации, подготавливал к печати свои альбомы.
Союз художников не принял Александра Лебедева в свои ряды, сколько бы писем не было написано. Связано это было с тематикой, к которой обращался художник.

Характеристика творчества Александра Лебедева


 


По окончании Академии А. Лебедев редко обращался к живописи, но это не значит, что он перестал рисовать. Он просто обратился к другому жанру – к жанру сатирической графики.
Первые карикатуры русского художника – карикатуриста были весьма безобидные и содержали в себе бытовые сюжеты. Это были дебютные карикатуры двадцативосьмилетнего Лебедева в журнале «Весельчак». Но в дальнейшем судьба связала его с сатирическими журналами, такими как «Нива», «Пчела», «Иллюстрированная газета» и другими.
Александр Лебедев не ограничивает себя одной – двумя темами, диапазон его достаточно широк. Это и бытовые темы, и социальные. На его карикатурах люди различного социального положения, которые оказались в ситуации, возникающей в повседневной жизни.
Художник показывает, сколько нелепых и смешных случаев бывает вокруг. Так же Александр Лебедев касается и тех тем, которые волновали его современников: драки, пьянство, взятничество.
Очень часто художник картинки одной тематики объединяет в альбомы.

Кроме карикатур Александр Лебедев рисовал шаржи. В основном это были портреты известных людей – общественных деятелей, художников, музыкантов, писателей. Направленность шаржа зависела от отношения общества и художника к тому или иному человеку – это мог быть дружеский шарж, либо сатирическое изображение.
 Еще одна техника, к которой обращался А. Лебедев – это литография. В этой технике сохранилось много рисунков и иллюстраций художника.
За темами для своих картин Лебедев обращался не только к жизни, но и к творчеству русских поэтов и писателей: Гоголю, Пушкину, Лермонтову, Островскому, Крылову. 
Очень редко иллюстрации художника помещались рядом с текстом писателя, как правило, они печатались в отдельных журналах, либо появлялись в виде тематических альбомов.
Таких альбомов у Александра Лебедева несколько, но самыми яркими работами, в которых дар художника проявился полностью, являются литографии, в основе которых сочинения Некрасова и Салтыкова – Щедрина.
В стихотворениях и произведениях Некрасова Лебедев нашел близкую для себя тему, которая касалась тяжелой жизни крестьян, а также настроения молодежи из-за чего многие его работы сразу же были запрещены цензурой.



Художник и девушка, сидящие на софе. Б. г.         Губернский секретарь в отставке по болезни. 1880



А. И. Лебедев известен, главным образом, как автор многочисленных карикатур, помещенных в сатирических журналах, а также иллюстраций к произведениям русских писателей, выходивших отдельными литографированными альбомами. Художественные способности проявились у него еще в детском возрасте. Однако по воле отца, человека военного, юношу определили в Училище топографии. Лишь в 1849 г. Лебедев начал посещать вечерние рисовальные классы Петербургской АХ в качестве вольноприходящего ученика, совмещая занятия искусством со службой. В 1857 г. он окончил АХ и получил звание свободного художника.

Живопись Лебедева почти не известна и малоинтересна. В ГРМ хранятся автопортрет, выполненный, по-видимому, вскоре после окончания АХ, и картина "В больнице", написанная в традициях жанровых работ передвижников. Область же, в которой дарование художника раскрылось наиболее полно, - сатирическая графика.

В качестве автора пока еще вполне безобидных бытовых карикатур Лебедев дебютировал в 1858 г. на страницах модного в то время журнала "Весельчак". Впоследствии он сотрудничал со многими сатирическими журналами: "Заноза", "Иллюстрированная газета", "Пчела", "Кругозор", "Нива", "Осколки", "Стрекоза". Продуктивность художника просто поразительна. Диапазон тем довольно широкий, однако не выходит за рамки бытовой проблематики. Лебедев изображает различные социальные слои общества, подмечая смешные, а подчас и нелепые коллизии, возникающие в повседневной жизни. Подобные "картинки" художник объединяет в тематические альбомы: "Пикник" (1859), "Во всех ты, душенька, нарядах хороша" (1861) и т. д. В 1860-х гг. Лебедев йиздает новую серию, посвященную судьбам молодых неопытных девушек, ставших жертвами соблазнов большого города. Сюда входят такие выпуски, как "Погибшие, но милые создания" (1862), "Еще десяток погибших, но милых созданий" (1863). За ними следуют "Прекрасный пол" и "Колпак" (оба 1864). В двух последних альбомах изображенные сценки снабжены подписями в форме краткого диалога, составленного самим Лебедевым и писателем В. В. Крестовским. В ряде случаев это цитаты из произведений А. С. Пушкина, В. Гюго, поэта-сатирика В. С. Курочкина. Иногда в зарисовках современного ему быта Лебедев поднимается и до злободневной социальной сатиры. Тогда наряду со сценами ссор, измен, пьяного дебоша и разгула появляются изображения взяточничества мелких чиновников и произвола высокопоставленных лиц. Гражданственная направленность сатиры особенно обозначилась у Лебедева в период сотрудничества с журналом "Искра" (1864-66), где в 9 номерах были помещены 54 его работы.

Лебедев пользовался известностью и как автор юмористических портретов знаменитостей - писателей, художников, издателей, общественных деятелей и т. д. Это были и дружеские шаржи, вроде тех, что высмеивали казавшуюся невероятной работоспособность И. К. Айвазовского и надутое самодовольство М. О. Микешина; но были и откровенно сатирические изображения, как, например, гротесковые портреты журналистов М. Н. Каткова и А. С. Суворина.

Основной графической техникой, в которой Лебедев работал и достиг большого мастерства, была литография, часто с использованием цветного фона. Мастерски владел он и карандашом. Сохранилось довольно много его рисунков, как правило, подготовительных, предназначавшихся для перевода на литографский камень. В технике литографии выполнены и многочисленные иллюстрации художника.

Лебедев-иллюстратор обращался к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, других русских писателей. Иллюстрации печатались отдельно от текста в журналах, например в "Северном сиянии" за 1862 и 1864 гг. Однако чаще всего они выходили в виде выпусков-альбомов. Самыми значительными работами художника в этой области являются литографии по мотивам сочинений Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

К творчеству Некрасова Лебедев впервые обратился в середине 1860-х гг. В 1865 г. появились его "Рисунки к стихотворениям Н. А. Некрасова" в двух тетрадях (по 10 литографий каждая). Художник намеренно выбирает стихотворения о тяжелой жизни простого народа ("Орина, мать солдатская", "На Волге", "Размышления у парадного подъезда", "Вор" и др.). Через двенадцать лет, в декабре 1877 г., Лебедев вновь обращается к "властителю дум" демократической молодежи. Он выпускает альбом "Кое-что из Некрасова", часть листов которого сразу же попадает под запрет цензуры.

Если в интерпретации поэзии Некрасова у Лебедева преобладают ноты скорби, то, иллюстрируя Салтыкова-Щедрина, художник переключается в остросатирический регистр. На обложке вышедшего в 1880 г. альбома "Щедринские типы" Лебедев изобразил писателя, вытряхивающего из мешка героев своих произведений.

Несмотря на то что художник чрезвычайно много работал, он до конца жизни так и не смог достичь материального благополучия. На неоднократные обращения Лебедева за помощью в АХ он получал отказы. После его скоропостижной смерти многие газеты и журналы поместили некрологи. Современники отдавали дань превосходному мастеру литографии, наделенному сатирическим даром и талантом интерпретировать литературные произведения.

  _________________________________________________________________________________  

Cайт
А. П. Чехов
Добро пожаловать
Документация
Полезный сайт
Поиск того времени
Опрос журнала
Нравятся ли Вам юмористические журналы?
Всего ответов: 102
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей