Вторник, 19.03.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS


Бегемот

«Бегемот»  — сатирический еженедельник, приложение к «Красной газете»


«Бегемот»  — сатирический еженедельник, приложение к «Красной газете», выпускаемый книжно-газетно-журнальным издательством «Красная газета» в 1920-30-х гг. (с октября 1924 г. как продолжение сатирического журнала «Красный ворон», по август 1928 г.). В 1924—1926 гг. журнал печатался на 16 стр., с одноцветными иллюстрациями. С 1927 г.— на 12 стр., с красочными иллюстрациями.


В объявлении о подписке на журнал, данном в № 11, март 1927 г., напечатано:

Журнал выходит в большом формате, по образцу лучших многокрасочных изданий, с участием первоклассных литературных и художественных сил. Всем ГОДОВЫМ подписчикам будет дана бесплатная премия: БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕГЕМОТА. Состав сотрудников Бегемота: А. д`Актиль, Б. Антоновский, Л. Бродаты, В. Воинов, В. Волженин, Эммануил Герман, Ис. Гуревич, Н. Денисовский, Доль, Евграф Дольский, М. Зощенко, М. Коварский, В. Козлинский, М. Козырев, Мих. Кольцов, В. Лебедев, Лидия Лесная, Игн. Ломакин, М. Людвигов, К. Мазовский, И. Малютин, А Нератов, Ник. Никитин, А. Радаков, Н. Радлов, К. Рудаков, Ив. Сокол, В. Тоболяков, А. Успенский, Дм. Цензор, В. Черний, К. Шелонский, Б. Шемиот, Вяч. Шишков, А. Юнгер, Г. Эфрос и др.

Тираж

В первые годы — 30 тыс. экз., в 1925 г. достигал 70 тыс., в дальнейшем — 60 тыс. экз.

Редакторы

Ответственный редактор — М. Лисовский; с № 5 за 1925 г.— Я. Елькович; с № 25 за 1926 г.— П. И. Чагин.

Деятельность

Редакция сразу же взяла курс на расширение связи с рабкоровским активом, поставила задачу создания журнала подлинно рабочей сатиры. Этим определялся и совершенно иной по сравнению с «Красным вороном» облик журнала как внешне, так и по содержанию. Главным объектом сатиры становятся бюрократы, нэпманы, попы, кулаки, головотяпы, совдураки, самогонщики, жулики, хулиганы и т. п.

Сатирические отделы, рубрики, маски

Создаются сатирические отделы, рассчитанные на широкое участие рабкоров: «На приеме у Бегемота», «Страничка итателей», «Радио-Бегемот», «Почтовый ящик», «Из пушек по воробьям» и др. На материале писем с фабрик и заводов строился отдел «Мысли и изречения». Важную роль играли регулярные рейды сотрудников журнала на фабрики и заводы города, в деревню. Рейдовые материалы составляли содержание таких отделов, как «На бегемоторе по области и Союзу», «Бегемот в деревне» и др.

В сатирических рубриках «Дела театральные», «Дружеские эпитафии живым режиссерам» и др. находила отражение и культурная жизнь города.

С первого номера на страницах журнала появился сатирический образ-маска Евлампия Надькина, за приключениями которого с интересом следили читатели.

Мельчание тематики

Однако, редакции «Бегемота» не удалось надолго закрепить свои связи с рабкоровским активом. Рабкоровская заметка, сигнал, фельетон, основанные на злободневных фактах, постепенно уступают место юмористическим рассказам, стихам, анекдотам. Мельчает тематика сатиры, ее конкретность и злободневность. Едва ли не главным объектом насмешек сатириков журнала становится плохой управдом, личная машинистка и т. п. «персонажи». Исчезают вскоре и отделы, составлявшиеся по рабкоровским материалам. Вместо них появляются безыдейные произведения развлекательной юмористики. Заметной становится ориентация на мещанские слои населения, на отсталых рабочих.

Перестройка после партийной критики

В 1927 г. после суровой критики со стороны партийной и советской общественности «Бегемот», подобно ряду других сатирических журналов, перестраивается. Сатира его становится более конкретной, злободневной. Редакция принимает меры к расширению связей с читателями-рабочими, с рабкорами. Вновь появляются отделы «На приеме у Бегемота», «Страничка читателей», отчеты с фабрик и заводов. Возникают некоторые новые отделы, специальные тематические странички, занимающие разворот средних листов журнала. Странички имели вертикальную верстку, характерную для газет, меняющиеся шапки-заголовки, красочные иллюстрации, яркие заголовки и т. п. Каждая из страничек имела своего «адресата» — «дачника», «курортника», «купальщика», «охотника», «домохозяйку», «школьника», «радиолюбителя». Более острый характер носили такие сатирические странички, как «Страничка ремонтника», «Страничка изобретателя», «Транспортная страничка», «Страничка торговая», «Страничка о заседаниях», «О печати», «О зеленом змие», «О самокритике», «Портфельная страничка», «Таланты и поклонники», «Страничка о халтуре», «Страничка спорта» и др. Практикует редакция и выпуск тематических номеров журнала, таких, как «Головотяпский», «Нотный», «О вредителях», «О самокритике» и др.

Создание театрально-сатирического коллектива

При участии сотрудников журнала в начале 1926 г. был создан театрально-сатирический коллектив «Живой Бегемот». Приложениями к журналу выпускались десятки книжек «Библиотечки „Бегемота"», составленных из произведений «бегемотских» сатириков и юмористов и других авторов.

Объединение с газетой «Пушка» и сборник "Энциклопедия «Бегемота»

Однако некоторая перестройка в работе редакции журнала не привела к росту популярности «Бегемота». В августе 1928 г. редакция «Красной газеты» сочла целесообразным объединить «Бегемот» с другим сатирическим приложением — газетой «Пушка», которая начала выходить при журнале с апреля 1926 г. При этом «Пушка» была реорганизована в журнал.

Подписчикам журнала на 1927 г. редакция выдала бесплатно сборник «Энциклопедия „Бегемота"» — «Бегемотник», составленный из автобиографий и биографий сатириков журнала и из лучших произведений каждого из них.

Сотрудники

В «Бегемоте» активно сотрудничали не только ленинградские сатирики, но и некоторые сатирики-москвичи. В литературном отделе печатались Н. Агнивцев, А. Амнуэль, М. Андреев, М. Андриевская, Л. Арбатский, А. Бухов, Е. Венский, С. Верховский, В. Воинов, Р. Волженин (В. Некрасов), Э. Гард, Э. Герман, Я. Годин, С. Городецкий, А. Григорович, Ф. Грошиков, А. д’Актиль, Д. Долев, О. Л. д' Ор, К. Еремеев, М. Зощенко, В. Иванов, В. Инбер, С. Карташев, В. Князев, М. Козырев, Н. Копьевский, Б. Левин, Л. Лесная (Л. Шперлинг), И. Ломакин, К. Мазовский, К. Милль (Полярный), С. Нельдихин, А. Нератов, Н. Никитин, И. Окстон, П. Павлов, Ив. Прутков, А. Рабинович, В. Рождественский, Л. Саянский, И. Сокол, А. Стоврацкий, Н. Тихомиров, В. Тоболяков, Ю. Фидлер, В. Финити (В. Христодуло), А. Флит, Д. Цензор, В. Черний (Н. Бренев), Б. Четвериков, К. Шелонский, И. Шехтман (Свэн), В. Шишков, О. Яковлев и др.

В художественном отделе журнала сотрудничали: Б. Антоновский, Л. Бродаты, Э. Григорьев, Н. Денисовский, В. Козлинский, Н. Купреянов, И. Ларионов, В. Лебедев, Б. Малаховский, А. Радаков, Н. Радлов, К. Рудакова, А. Успенский, Я. Фарков, Б. Шемиот, Г. Эфрос, А. Юнгер и др.

Изредка публиковались рисунки Ю. Ганфа, К. Елисеева, И. Малютина, Д. Моора, М. Черемных и других московских художников.

Аналогичные журналы

В СССР, в те же годы издавались малоизвестные аналогичные журналы "Смехач", "Лапоть" и др.

Cайт
А. П. Чехов
Добро пожаловать
Документация
Полезный сайт
Поиск того времени
Опрос журнала
Нравятся ли Вам юмористические журналы?
Всего ответов: 111
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей