Периодика 1870–80 годов.
В 70-е и особенно в 80-е годы XIX века в России активно развивалось газетное дело. Росла потребность в широкой и разносторонней информации, в увеличении числа еженедельных и ежедневных изданий. Временные правила о печати |
К
Газета уже в 1880-е годы играет роль не только авторитетного источника тех или иных сведений, но одновременно и представителя властных структур, и выразителя общественных настроений, а также нередко помощника притесняемых.
Газету можно было найти в книжных лавках, народных читальнях и библиотеках, трактирах. Каждый читатель находил в ней что-то для себя: кого-то привлекала хроника государственной и общественной жизни, кого-то – бытовые или исторические романы, детективы, фельетоны.Газетное дело становится уже в данный период выгодным коммерческим предприятием. Зачастую именно поэтому изданием газет и журналов занимались люди, весьма далёкие от журналистики и от литературы – купцы, банкиры, промышленники и даже спекулянты. Многие газеты начинают печатать коммерческие объявления, что дает им значительный доход. Видное место отводится коммерческой рекламе, биржевым таблицам, курсовым бюллетеням.
Интересы литературы, авторов были, увы, далеко не на первом месте для многих издателей. Многие из них не видели элементарных взаимосвязей: чем больше они будут платить авторам, тем скорее можно будет привлечь талантливых, сильных, известных авторов (при условии, что издатели хоть немного разбираются в литературной ситуации: знают, кого из авторов больше читают, ценят подписчики), чем лучше качество иллюстраций, тем качественнее товар, тем больше подписчиков и покупателей. Следствием непонимания этих зависимостей было падение читательского интереса к подобным изданиям и быстрое разорение издателей.
Однако было бы не совсем верно представлять издателя «малой прессы» конца XIX века только предпринимателем, не задумывающимся о качестве публикаций и далёким от литературы, хотя таковых было большинство. История развития «малой прессы» показала, что наибольших успехов добились именно те издания, редакторами и одновременно издателями или соиздателями которых являлись литераторы. Если обратиться к изданиям, в которых сотрудничал А.П. Чехов, примером тому может служить деятельность Н.А. Лейкина, взявшего по сути в свои руки и редактирование, и издание журнала «Осколки» (хотя помимо Лейкина издателем-редактором был и Р.Р. Голике).
К тому же стоит отметить, что если издатели чаще всего были людьми далёкими от литературы, то редакторы, которых они приглашали, зачастую и определяли лицо издания (Особенно хорошо это видно на примере журнала «Развлечение» в период его существования после смерти издателя Ф.Б. Миллера).
Роль юмористической литературы для читателя
Важно иметь в виду, что юмористическая литература для читателей всегда играла роль необходимой психологической разгрузки, терапии после серьёзных общественных потрясений (прежде всего войн) и позволяла власти отвлечь внимание читателей от социальных проблем. А.В. Коротаев отмечал такую закономерность в реакции царского правительства на печатные издания в момент их появления (конец 1870-х годов): газеты и журналы с «передовым общественным направлением» преследовались, а безобидные юмористические журналы или журналы для «легкого» чтения поощрялись. «Отсюда становится понятным большой рост малой прессы, который мы наблюдаем в эпоху цензурных гонений», – заключает исследователь. (Впрочем, понимание того, что печатное слово является эффективным средством управления общественным мнением, появилось у власти ещё в 20-е годы XIX века)
Крокодил Красный перец Бегемот Искра
_____________________________________________________________________________
Литературные журналы в России
_____________________________________________________________________________
«Гудок» и «Будильник»